Мотоциклы ИЖ – легенда отечественного мотоциклетного строения

Мотоцикл ИЖ-56 силовая передача

Мотоцикл ИЖ-56 силовая передача состоит: из передней цепной передачи, сцепления, коробки передач и задней цепной передачи. Передняя цепная передача дорожного мотоцикла ИЖ-56 состоит из ведущей звездочки, двухрядной втулочной цепи и барабана сцепления с зубчатым венцом. Ведущая звездочка закреплена болтом на конусе и шпонке левой полуоси коленчатого вала. Для предотвращения отвертывания болт стопорится колпачком, надетым на головку болта и закрепленным в двух точках на наружном диаметре ступицы звездочки. Передача от ведущей звездочки коленчатого вала на барабан муфты сцепления осуществляется двухрядной втулочной цепью. Барабан муфты сцепления установлен на первичном валу коробки передач и свободно вращается на нем.

передняя цепная передача мотоцикла иж 56

Детали передней передачи: 1 - ведущая звездочка; 2 - сцепление; 3 - цепь; 4 - сектор пускового механизма; 5 - пружина сектора пускового механизма

Сцепление мотоцикла ИЖ-56 силовой передачи – многодисковое, работает в масляной ванне и монтируется на левом конце первичного вала коробки передач. Муфта сцепления состоит из наружного и внутреннего барабанов, ведущих и ведомых дисков, пружин механизма выключения муфты сцепления. Наружный барабан изготовлен из чугуна и свободно вращается на первичном валу коробки передач на стальной втулке. Наружный венец барабана имеет зубцы, на которые надета цепь, соединяющая наружный барабан со звездочкой коленчатого вала. Внутри барабана имеются пять продольных пазов, служащих для закрепления с выступами ведущих дисков сцепления, которые изготовлены из пластмассы. Внутренний чугунный  барабан соединен на шлицах с первичным валом коробки передач и закреплен гайкой, которая стопорится зубчатой шайбой. Снаружи на барабане имеются продольные пазы, в которые входят семь стальных ведомых дисков. Нижний из них является опорным и имеет увеличенную толщину. В днище барабана  запрессовано пять резьбовых шпилек, на которые надеты центрирующие стаканчики, внутри которых вставлены пружины; пружины сжимаются при помощи гаек. Выключение муфты сцепления осуществляется с помощью червяка, установленного в правой крышке картера, который имеет трапецеидальную нарезку и может поворачиваться в крышке на определенный угол. При повороте червяк перемещается в осевом направлении и торцом регулировочного винта надавливает на шарик, который передает давление штоку и грибку штока. Грибок штока, упираясь головкой в нажимной диск, освобождают пружины, и в результате ведомые и ведущие диски разъединяются.

сцепление мотоцикла иж 56

1 и 3 - гайки; 2 - стопорная шайба; 4 - шпилька; 5 - пружина; 6 - стаканчик; 7 - внутренний барабан; 8 - стальная втулка; 9 - нажимной диск; 10 - наружный барабан; 11 - ведомые диски; 12 - ведущие диски; 13 - опорный диск.

Коробка передач мотоцикла ИЖ-56 – четырехступенчатая, состоит из первичного, вторичного и промежуточного валов, шестерен и механизма переключения передач. Первичный вал 3 изготовлен за одно целое с шестерней первой передачи 4 и установлен на двух опорах; левая опора – шарикоподшипник 1, наружная обойма которого запрессована в левой половине картера; правая – втулки внутри вторичного вала 11. Внутри первичного вала имеется отверстие, через которое проходит шток механизма выжима сцепления. На первичный вал надеты шестерня второй передачи 5 и шестерня второй и четвертой передач 6 (скользящая). Между шестерней 6 и вторичным валом установлена опорная шайба 7. Вторичный вал 11 изготовлен за одно целое с шестерней 8 и вращается на роликоподшипниках 9. На конце вторичного вала на шлицах установлена ведущая звездочка задней передачи 10, которая крепится гайкой. Уплотнение осуществляется со стороны первичного вала сальником, а со стороны вторичного – колпачком. Промежуточный вал 2 вращается на двух шарикоподшипниках 1, установленных в картере коробки. На промежуточный вал надеты шестерни 15, вращающаяся свободно на левой шейке вала, и шестерня-каретка 14, перемещающаяся по шлицам и вращающаяся вместе с промежуточным валом; шестерни 13 и 12 вращаются вместе с валом.

Детали коробки передач

Механизм переключения состоит из валика переключения 22, на одном конце которого закреплена педаль переключения 23, а на другом установлены неподвижно державка 20 и возвратная пружина 21 червячного валика 17. а также из вилок переключения 16 и 18 и зубчатого сектора переключения 19. При опускании педали переключения поворачивается валик переключения, а вместе с ним державка с собачками. Одна из собачек входит в окно упора и упирается в один из зубцов сектора переключения, поворачивая его до тех пор, ока сама не упрется в стенку окна упора. Наружные зубья сектора поворачивают червячный вал, который своими пазами перемещает вилки переключения передач. Управление переключением двойное: ручное, расположенное с правой стороны, и ножное – с левой стороны.

Задняя цепная передача мотоцикла ИЖ-56 от вторичного вала коробки на заднее колесо осуществляется роликовой цепью, надетой на ведущую звездочку вторичного вала и ведомую звездочку заднего колеса.Задняя цепная звездочка вращается на шарикоподшипнике (серия 205, ГОСТ 8338-57), запрессованном  в ступицу. От осевого перемещения подшипник стопорится пружинным кольцом. В ступице звездочки имеются шлицы, с помощью которых присоединяется заднее колесо. Корпус кожуха звездочки и крышка соединены между собой винтами и с помощью полуоси и гайки крепятся к правому перу маятниковой вилки.

Похожие статьи:

  1. Воздухофильтр двигателя ИЖ 56
вверх страницы